Культура:

Судьбы сплетенье

20.02.2013

Скульпторов памятника Екатерины Великой злой рок преследует в веках. Число жертв ее Величества в наши дни множится за счет кубанских предпринимателей

1025

Скульпторов памятника Екатерины Великой злой рок преследует в веках. Число жертв ее Величества в наши дни множится за счет кубанских предпринимателей

Продолжается вялотекущий конфликт скульптора Александра Аполлонова с администрацией Краснодарского края, начавшийся несколько лет назад, сей спор и по сей день далек от разрешения.

Напомним, что конфликт разгорелся еще в 2004 году вокруг памятника Екатерине Великой. Годом раньше Законодательное собрание Краснодарского края приняло решение возродить памятник Екатерине на том же месте, где он стоял до революции. На строительство памятника из краевого бюджета было выделено 78 млн. рублей. Договор на освоение средств в сумме 78 млн. рублей, выделенных из краевого бюджета, был заключен между государственным заказчиком – департаментом культуры Краснодарского края и генеральным подрядчиком – ООО "Краснодарский художественный творческо-производственный комбинат" в апреле 2003 года. Александр Аполлонов воссоздал монумент по фотографиям и дореволюционным эскизам построенного в 1907 году памятника Екатерине Великой по проекту скульптора Михаила Микешина. Однако уже в следующем году начался конфликт, как и следовало ожидать, из-за денег. По инициативе заказчика смета проекта была урезана до 56 млн. рублей. В июле того же года Александр Аполлонов подписал договор, согласно которому он согласился с новой сметой на воссоздание памятника в сумме 56 млн. рублей при условии, что оставшуюся сумму доплатят ему из спонсорских взносов. Таким образом, не нарушая финансовой дисциплины, заказчик и исполнитель должны были выйти на стоимость монумента, заложенную изначально, то есть на 78 млн. рублей. Но администрация края, по словам архитектора, свое слово не сдержала и стала требовать, чтобы автор уложился в сумму, указанную в договоре.
Александр Аполлонов тем не менее памятник достроил, правда, не полностью. Как говорилось выше, памятник делался по проекту архитектора Михаила Микешина. И вот новая незадача. Теперь пошли упорные разговоры о том, что, мол, неправомерно говорить о памятнике, как о творении Александра Аполлонова, поскольку воссоздан памятник Микешина, и Екатерина Великая в Краснодаре – это всего лишь копия. За разъяснениями по этому поводу мы обратились к самому архитектору Александру Аполлонову.
– Когда я передавал авторские права на этот памятник, то он где-то по семнадцати пунктам оценивался как авторская работа, – пояснил скульптор, – поменялся размер: был десять метров в высоту– стал четырнадцать. Поменялись образы, поменялся материал: стал гранит, я добавил атамана Бабыча в окружение других атаманов. Ну и многое другое, я сейчас все эти пункты не помню. Хотя, конечно, я признаю, что при строительстве этого памятника, я, как и любой художник, стоял на плечах титанов, в том числе и Микешина.
В свое время, когда администрация отказывалась выплачивать Аполлонову полагающуюся сумму, с ее стороны тоже высказывались подобные аргументы: мол, памятник авторства Микешина, а Аполлонов просто воссоздал его. Этот же аргумент используют сегодня и предприниматели, использующие изображение памятника в тех или иных коммерческих целях на открытках, сувенирной продукции и т.д. Теперь, правда, уже с ними борется английская компания "Astor Investment", которой скульптор передал авторские права на все свои произведения, в том числе и на этот памятник. Интересы ее представляет в крае адвокат Евгений Иванов-Кулигин.

–Изображения произведений Аполлонова используются сплошь и рядом, – рассказывает он. - Без всякого уважения к авторским правам. – Фактически все, что делается с изображением памятника Екатерины Великой, является контрафактом. Мы уже неоднократно заявляли об этом в правоохранительные органы, но до сих пор в возбуждении уголовного дела нам было отказано, хотя уже есть два судебных решения, предписывающих это сделать. Более того, мы купили два конверта с изображениями памятника, принесли их в полицию, как вещественное доказательство. А потом нам заявили, что эти "вещдоки" потерялись. Как это назвать?
Адвокат также высказался и по поводу спора об авторской принадлежности памятника.
– Микешин и Эдвардс давно мертвы, – говорит он, – срок действия их авторских прав прошел (по закону он длится 50 лет). Более того, тогда вообще не было понятия "авторских прав". Памятник не является копией, он больше оригинала и выполнен из других материалов, есть множество отличий в деталях. Полноценных чертежей не сохранилось. Александр Алексеевич создавал его по старым фотографиям. То, что на снимки не попало или было не разобрать, он додумывал сам. Да и вообще, по закону даже преобразование фотографического изображения в скульптуру является авторской работой. Более того, скульптор Эдвард, в общем-то, и создавший памятник (Микешину принадлежит проект), тоже обиделся на то, что с ним казаки не рассчитались, и в отместку изуродовал ряд деталей памятника, превратил его в настоящий гротеск. Аполлонов воссоздал оригинальный замысел Микешина, основываясь на его чертежах. Поэтому когда сейчас говорят о современном памятнике, как о памятнике Микешина (забывая об Эдвардсе), то делается это исключительно с целью принизить Александра Аполлонова и его творение.
А меж тем в Ростове-на-Дону все еще хранятся недостающие детали к памятнику– два двуглавых орла и большой картуш. Поскольку за них до сих пор не уплачено, они так и остались лежать в столице ЮФО.
– Чтобы их получить, нужно, во-первых, получить согласие владельца, то есть "Astor Investment", – рассказывает Евгений Иванов-Кулигин, – на внесение изменений в памятник, во-вторых, нужно заплатить за изготовление и еще доплатить за хранение и так далее. Но пока, видимо, никто и не думает этим заниматься.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ