Народ хочет знать, что предписывал главный санитарный врач Кубани властям региона
9699
Попытки представителей бизнеса найти нормативно-правовой акт регионального Роспотребнадзора, на основании которого глава региона ввел 31 марта карантин, оказались тщетными. Ни на сайте федерального органа, ни на официальных сайтах органов государственной и муниципальной власти найти сей документ так и не удалось. В итоге граждане решили обратиться в СМИ.
Поиски этого нормативного акта вылились в журналистское расследование. Изучив нормативную базу, редакция «Новой газеты Кубани» обратилась с запросом к главному санитарному врачу Краснодарского края Марии Потемкиной.
Возможно, что искомый документ является служебным, но, учитывая ситуацию, жители Кубани вправе знать правду.
Стоит разъяснить, что в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) вводятся или отменяются на основании предложений и предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Согласно статье 6 Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации, к области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе, введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Порядок организации и контроля за введением и отменой карантина по предписанию территориального органа Роспотребнадзора регламентирован Постановлением Правительства РФ от 19.08.2005г. № 529 и предусматривает принятие решения о введении карантина в течение 24 часов с момента вынесения предписания.
При этом главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются правом при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения ими предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (ч. 2 ст. 50 Закона).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями, в том числе, давать предписания о:
• вызове в органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;
• проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью сани-тарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 51 названного Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
• госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
• проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
• временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
• введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 51 названного Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями вносить предложения:
• в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;
• в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина).
Таким образом, из приведенных норм Закона следует, что Главный госу-дарственный санитарный врач Краснодарского края имеет право и наделяется полномочиями выдавать предписания в установленных Законом случаях гражданам и юридическим лицам. О введении карантина в организациях и на объектах принимается постановление.
О введении (отмене) карантина на территории субъекта РФ Главный государственный санитарный врач Краснодарского края вносит предложение в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Тем не менее, в Постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2020 года № 185 содержится ссылка на предписание Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 31 марта 2020 года № 7.
Вместе с тем, на сайте Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю последним на сегодняшний день опубликовано Постановление Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю № 6 от 25.03.2020г. «О введении ограничительных мероприятий в организациях и на объектах». Данное постановление содержит предписания руководителям организаций развлекательных и досуговых заведений.
При этом главным государственным врачом Российской Федерации принято Постановление № 7 от 18 марта 2020г. «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019». Данное Постановление содержит предписания руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ (опубликовано 19 марта в 14:05).
Также главным государственным врачом Российской Федерации приняты постановления № 6 от 13 марта 2020 года и № 9 от 30 марта 2020г. «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.08.2005г. № 529 на основании предписания территориального органа Роспотребнадзора в течение 24 часов:
принимается решение о введении необходимых ограничительных (карантинных) мероприятий;
утверждается план мероприятий;
создается оперативный штаб по обеспечению выполнения указанного плана.
В Краснодарском крае:
1.единственный доступный акт территориального Роспотребнадзора по COVID-2019 - это Постановление Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю № 6 от 25.03.2020г.;
2.администрация Краснодарского края сначала создает оперативный штаб (распоряжение губернатора от 19.03.2020г. № 59-р) со ссылкой на Постановление главного государственного врача РФ № 6 от 13 марта 2020 года;
3.потом вводятся ограничительные карантинные меры (постановление губернатора от 31.03.2020г. № 185) и утверждается перечень карантинных мер со ссылкой на предписания главного государственного санитарного врача Краснодарского края от 31 марта 2020 г. № 7. При этом введенные губернатором ограничительные меры Главным государственным санитарным врачом РФ не предписывались. С содержанием предписаний Главного государственного санитарного врача Краснодарского края от 31 марта 2020г. № 7 ознакомиться не представляется возможным (если такие существуют вообще);
4.утверждался ли план мероприятий по организации выполнения ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий, - неизвестно.
Таким образом, с учетом нормы о том, что решение о введении ограничительных (карантинных) мер принимается в течение 24 часов на основании предписаний Главного государственного санитарного врача РФ либо субъекта, в настоящее время отсутствует возможность оценить правомерность решения губернатора о введении карантинных мер в виду отсутствия возможности ознакомиться с содержанием упомянутого предписания Главного государственного санитарного врача Краснодарского края от 31 марта 2020г. № 7.
Напомним, что проверка соответствия нормативных актов органов госу-дарственной власти требованиям федерального законодательств РФ входит в предмет прокурорского надзора.
Редакция «Новой газеты Кубани», отправив запрос на имя руководителя Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Марии Потемкиной, надеется получить оперативный ответ, с которым мы и познакомим наших читателей.